Питерская осенняя серость заставляет чаще вспоминать летние яркие краски. Обрабатывая фотографии из последней поездки в ЮВА, я решила написать немного фототеории, а именно рассказать о том, как фотографировать закаты и рассветы. Я знаю, что угасающий солнечный диск фотографируют все, и чаще всего люди снимают либо само солнце, либо себя на фоне заходящего солнца — это классика. Закат фотографирую чаще чем восход, и, если посмотреть статистику запросов яндекс, то можно увидеть, что и ищут люди чаще фото заката, чем фотографии рассвета. Хотя закат солнца люди видят чаще, а вот проснуться рано чтоб увидеть рассвет для многих (в том числе и меня) — подвиг. Парадокс.
Итак, для того чтобы сфотографировать закат достаточно просто желания и фотокамеры. Еще достаточно светло, чтобы снимать просто с рук без штатива. Нет необходимости ставить длинную выдержку, чтобы фотографии получились резкими и в фокусе. Контрастность яркого дневного света уже спала так, что краски природы не будут выглядеть на фото блеклыми. Заходящее солнце дает очень мягкий и рассеянный свет, таким образом, солнечные лучи, падая на предметы сбоку, а не сверху как днем, дают очень красивую картинку с тенями и красивым “золотым” светом. Закатное время на языке фотографов называется “золотой час”. Он начинается примерно за 40 минут до того момента, когда солнце садится за горизонт. Существуют очень удобные программы, в которых можно посмотреть, где конкретно будет садиться солнце и во сколько будет закат. Я лично пользуюсь двумя: Sun Seeker и The photographer’s ephemeris. В них можно посмотреть данные о движении солнца в любой точке земли, достаточно просто переместить булавку на карте. Помимо солнца есть те же данные о движении и фазе луны, длине теней и многое другое.
Если на фотоаппарате есть возможность перевести режим съемки в ручной, то обязательно сделайте это, особенно если снимаете кого-то на фоне солнца, и объект находится к нему спиной. Снимать лучше всего либо в режиме M (manual полностью ручном), либо в приоритет диафрагмы A(v) (aperture). В режиме Auto камера настроится по своему желанию, выставляя фокус, выдержку и диафрагму таким образом, как сочтет более правильным, исходя из освещенности. Поэтому порой солнце выглядит как яичница, а не таким, каким оно было на самом деле, либо человек весь в тени и его просто не видно. Наш глаз более совершенен, чем любая фотокамера, и видеть одновременно темное и светлое в одном диапазоне не может. В ручных настройках вы хотя бы сами решаете, что для вас важнее.
Технические особенности съемки заката и рассвета.
ISO, или светочувствительность, необходимо выставить минимальным, а диафрагму поставить с учетом необходимой глубины резкости кадра, примерно F5,6-F10. П Съемка заката — это пейзажная фотография, важно чтобы в фокусе был не только солнечный диск. Как я уже сказала, фотокамера несовершенна, поэтому не удасться снять и закат и что-то на переднем плане в одинаковой детализации. Нужно выбрать, что для вас важнее, и на основании этого выставлять экспозицию. Если солнце, то замерьте ее по светлому участку неба, рядом с солнцем. Человек или предмет на переднем плане при этом получатся либо силуэтом, либо темным неясным пятном. Если выставить экспозицию по темному переднему плану, то можно получить засвеченные яркие участки и вместо красивого заката получить ужас. Я практически всегда снимаю в формате RAW, тогда есть возможность вытянуть тени переднего плана. Но лучше всего выстраивать композицию так, чтоб не было такой необходимости.
Конечно же, при съемке закатов важно учитывать основные правила композиции, а именно золотого сечения.
Очень соблазнительно снимать именно солнечный диск. Красное или желтое светило просто притягивает взгляд, заставляя плакать о того, что просто смотришь на яркий свет. Глаз фотокамеры так же может “заплакать” и ослепнуть, именно поэтому при съемке заката часто используют градиентный фильтр. Он затемняет верхнюю часть кадра, тем самым немного уравновешивая освещение. Либо вы можете расположить кадр так, что предмет на переднем плане заслонит собой солнце, а экспозиция по темному участку высветлит тени и солнце не будет засвеченным.
Если не хотите снимать просто солнце и считаете это чем-то банальным, посмотрите чуть шире или оглянитесь вокруг. Как бы ни было заманчиво само солнце, помимо него можно снять то, что оно освещает. В закатных или рассветных солнечных лучах некоторые вещи могут приобрести необычный розоватый свет, или лучи высветлят тени, делая картинку более объемной. Кроме того, облака в стороне от рассвета или заката стороне порой дают просто потрясающую картинку и очень необычные яркие краски.
Кроме того, если день выдался облачный, это даже лучше. Для меня нет ничего круче, чем закатное солнце заплутавшее в облаках. Особенно этот эффект усиливается сразу после того, как солнце садится за горизонт. В безоблачный день такого не бывает. Поэтому имейте терпение и не уходите с точки съемки сразу, как это делают многие. Возможно вас ждет сюрприз. И не обязательно искать что-то для переднего плана, можно вообще задрать камеру в небо и фотографировать облака.
Самые красивые закаты, что я видела в своей жизни, были в Малайзии, на острове Борнео. Но, вообще, во всей ЮВА они прекрасны.
А еще, помимо банального “солнца на ладошке”, можно устроить, например, «извержение вулкана».
И не стоит думать, что в городе невозможно увидеть закат солнца. Было бы желание. Удачных вам и прекрасных снимков.
- Подбираете отель на Booking.com
- Затем ищите его же на RoomGuru
- Бронируете отель с экономией до 20% если повезет!
Спасибо за науку. может и мои фото когда нибудь будут такими же красивыми 🙂